Профилактика экстремизма в сети интернет
О мерах профилактики и противодействия экстремизму
Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.
Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, влечет за собой административную ответственность по статье 19.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которой предусмотрено:
1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ влечет за собой административную ответственность по статье 19.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которой предусмотрено:
наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.
Законодательством предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь:
Статья 361. Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь
1.Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.
2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.
Статья 361.1. Создание экстремистского формирования либо участие в нем
1. Предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом.
Статья 361.3. Участие на территории иностранного государства вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию
1. Участие гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь лица без гражданства на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, а равно участие в вооруженном конфликте, военных действиях без уполномочия государства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 133 Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Вербовка, обучение, иная подготовка либо использование граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства для участия на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, в вооруженных конфликтах, военных действиях, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 132 Кодекса, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Статья 361.4. Содействие экстремистской деятельности
1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Статья 361.5. Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности Прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося, имеющего целью его последующее участие в экстремистской деятельности, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности. Приоритет в работе по профилактике экстремизма среди молодежи отводится мерам воспитательного и пропагандистского характера.
В связи с этим привлечение молодежи к физическому развитию, формированию здорового образа жизни, к работе военно-патриотической направленности, в частности, организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов, проведение героико-патриотических акций, организация традиционных мероприятий к празднованию Дня Победы, их освещение в средствах массовой информации, в совокупности влияют на формирование толерантного сознания молодежи.
Только общие усилия, создание атмосферы терпимости и взаимопонимания станут мощным заслоном развития экстремизма в обществе, в том числе и среди молодежи. А помочь молодым – наша общая задача и обязанность. Ибо экстремизм – это вызов обществу, и любые акты экстремизма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов. Организуя качественную работу в данном направлении, можно исключить экстремизм у корней его развития, не доводя до насильственного подавления массовых течений.
Экстремистская организации активно используют Интернет-пространство.
ВНИМАНИЕ! Прежде, чем нажать кнопку «Подписаться» на какой-либо информационный ресурс, узнайте о нём больше информации, убедитесь в его «правильной» направленности.Социальная жизнь в интернете
1.ПРИ РЕГИСТРАЦИИ НА САЙТАХ СТАРАЙТЕСЬ НЕ УКАЗЫВАТЬ
ЛИЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, т.к. она может быть доступна незнакомым людям.
Также НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ СВОЮ ФОТОГРАФИЮ, давая тем самым представление о том, как вы выглядите посторонним людям.
2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЕБ-КАМЕРУ ТОЛЬКО ПРИ ОБЩЕНИИ С ДРУЗЬЯМИ.
Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть вас во время разговора, т.к. он может быть записан.
3. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА ОТ НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ НАЗЫВАЮТСЯ «СПАМ». ЕСЛИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ТАКОЕ ПИСЬМО, НЕ ОТВЕЧАЙТЕ НА НЕГО. В случае, если вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
4. ЕСЛИ ВАМ ПРИШЛО СООБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМОГО АДРЕСА, ЕГО ЛУЧШЕ НЕ ОТКРЫВАТЬ. Подобные письма могут содержать вирусы.
5. ЕСЛИ ВАМ ПРИХОДЯТ ПИСЬМА С НЕПРИЯТНЫМ И ОСКОРБЛЯЮЩИМ ВАС СОДЕРЖАНИЕМ, ЕСЛИ КТО-ТО ВЕДЕТ СЕБЯ В ВАШЕМ ОТНОШЕНИИ НЕПОДОБАЮЩИМ ОБРАЗОМ, СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ. Не стоит оставлять таких людей безнаказанными и копить весь негатив в себе.
6. НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ В СВОЙ КОНТАКТ ЛИСТ В IM (ICQ, MSN MESSENGER И Т.Д.). Они могут присылать вам спам, вирусы и рассылки.
7. ПОМНИТЕ, ЧТО ВИРТУАЛЬНЫЕ ЗНАКОМЫЕ МОГУТ БЫТЬ НЕ ТЕМИ, ЗА КОГО СЕБЯ ВЫДАЮТ. Всегда с осторожностью выбирайте интернет-друзей и темы для разговоров.
Не забывай, что Интернет –это не главное увлечение в жизни. Кроме него, у тебя должны быть любимые книги,занятия спортом и прогулки с друзьями на свежем воздухе.
Концепция информационной безопасности Республики Беларусь – основа формирования информационной грамотности и информационной безопасности
18 марта 2019 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь».
В Главе 1. «Мировое значение информационной сферы» Концепции информационной безопасности Республики Беларусь отмечается, что трансформация социума в информационное общество порождает новые
риски, вызовы и угрозы, которые напрямую затрагивают вопросы обеспечения национальной безопасности, в том числе защищенность информационного пространства, информационной инфраструктуры, информационных систем и ресурсов.
Концепция информационной безопасности Республики Беларусь – это система официальных взглядов на сущность и содержание обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, в которой определяются стратегические задачи и приоритеты в области обеспечения информационной безопасности.
Документ обеспечивает комплексный подход к проблеме информационной безопасности, создает методологическую основу для совершенствования деятельности по ее укреплению, служит основанием для формирования государственной политики, выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности, конструктивного взаимодействия, консолидации усилий и повышения эффективности защиты национальных интересов в информационной сфере, способствует целенаправленной интеграции Беларуси в систему обеспечения международной информационной безопасности на основе национальных приоритетов.
По своей сути Концепция представляет собой современный политический акт, нацеленный на всеобъемлющее развитие Беларуси как суверенного, демократического, социального государства. Особо подчеркивается, что безопасность информационной сферы обеспечивается в первую очередь именно через ее развитие. Содержание документа предназначено вниманию государственных органов, общественности, граждан, союзников и партнеров Беларуси, иных субъектов международных отношений.
Актуальность и значение Концепции информационной безопасности Республики Беларусь обуславливается следующими факторами:
- повышением значимости формирования информационного общества в Республике Беларусь, его роли в социально-экономическом развитии Беларуси как суверенного и независимого государства, безопасности реализации национальных стратегий и планов создания цифровой экономики и научно-технического прогресса в целом;
- необходимостью предметной и всесторонне осознанной защиты национальных интересов в информационной сфере, определяемых Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, обобщения практически и научно обоснованных взглядов на обеспечение информационной безопасности, конкретизации и детализации подходов к данной деятельности;
- необходимостью рассмотрения информационной безопасности как обособленного феномена и нормативного института, а также правового
закрепления основ государственной политики по защите национальных интересов в информационной сфере;
- формированием новой сферы общественных отношений по обеспечению информационной безопасности;
- важностью улучшения координации и управляемости деятельности субъектов, вовлеченных в развитие информационной сферы и обеспечение ее безопасности, устойчивого и последовательного функционирования механизмов реагирования на риски, вызовы и угрозы информационной безопасности;
- необходимостью информирования граждан, а также международного сообщества о принятых в Республике Беларусь взглядах на сферу информационной безопасности и приоритетах ее обеспечения;
- интеграцией Республики Беларусь в систему международной информационной безопасности, важностью повышения концептуальной и технологической совместимости и синхронизации целей и задач национальной системы обеспечения информационной безопасности с корреспондирующими системами других государств и организаций.
Особенно важно, что в данном документе Республика Беларусь позиционируется как миролюбивое государство, которое рассчитывает на цивилизованное решение всех вопросов глобальной и региональной безопасности, неуклонное и эффективное развитие человеческого потенциала. Концепция ориентирована на вовлечение в обеспечение информационной безопасности всех государственных органов и организаций, гражданского общества, бизнеса, представителей научного, образовательного и культурного сообщества.
Основными национальными интересами Республики Беларусь в информационной сфере согласно Концепции национальной безопасности
являются:
1. реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;
2. формирование и поступательное развитие информационного общества;
3. равноправное участие Республики Беларусь в мировых информационных отношениях;
4. преобразование информационной индустрии в экспортно-ориентированный сектор экономики;
5. эффективное информационное обеспечение государственной политики;
6. обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
- распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь;
- зависимость Республики Беларусь от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить ущерб национальной безопасности;
- несоответствие качества национального контента мировому уровню;
- недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования информационных технологий;
- рост преступности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;
- несовершенство системы обеспечения безопасности критически важных объектов информатизации.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере внешними источниками угроз национальной безопасности являются:
- открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия;
- доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информационными структурами;
- информационная деятельность зарубежных государств, международных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам Республики Беларусь, целенаправленное формирование информационных поводов для ее дискредитации;
- нарастание информационного противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве;
- развитие технологий манипулирования информацией;
- препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом;
- широкое распространение в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры, противоречащих общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям;
- попытки несанкционированного доступа извне к информационным ресурсам Республики Беларусь, приводящие к причинению ущерба ее национальным интересам.
Основными приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются:
- совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации;
- обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
- разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
- осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации;
- обеспечение правовых и организационных условий предупреждения, выявления, пресечения преступлений в информационной сфере;
- участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем.
Ответственность за регистрацию на интернет ресурсах, призванных экстремистскими, распространение экстремистских материалов в глобальной сети интернет
Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющих угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющих собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех и или иных областях общественной жизни.
Это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц и групп.
Это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба. Последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а так же в области минимизации последствий их деятельности.
Экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства Республики Беларусь;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение должностного лица, в совершении противоправных деяний непосредственно связанных выполнении им своих должностных обязанностей;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Экстремистские материалы - символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.
Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.
Экстремистские телеграм - каналы, телеграм - чаты, после того, как их признают экстремистским формированием, вместе с аудиторией могут попасть под уголовную ответственность. Только с момента признания экстремистским формированием начинается уголовное преследование.
Различная пропаганда – «слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансирование – это влечет в настоящее время административную ответственность. Подписка - это элемент популяризации, распространения экстремистской информации.
Гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистским материалом, уголовная либо административная ответственность не грозит.
Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.
За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность согласно ст.19.11 КоАП Республики Беларусь.
Справочно: Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность
- Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо — от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
- Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя — наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Как правило, по указанной статье привлекаются лица, распространяющие в глобальной компьютерной сети «интернет» (мессенджерах «вайбер», «телеграмм» и др.) информацию с телеграмм-каналов и иных источников, признанных экстремистскими (NEXTA, Беларусь головного мозга, мая краина беларусь и др., полный перечень которых определен Министерством информации Республики Беларусь), либо хранящие указанную информацию с целью ее распространения.
В соответствии со ст.38 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах запрещено распространение: информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, в том числе пропагандирующей или побуждающей к самоубийству, другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами; гиперссылки на информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию, распространение которой в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах запрещено.
Ограничение доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию осуществляется по решению (уведомлению) республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации либо на основании постановления Генерального прокурора, прокурора области, города Минска (п.1 ст.51-1 Закона о СМИ).
В соответствии с п. 5 ст. 51-1 Закона о СМИ ограничение доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, посредством которых распространяются информация, направленная на пропаганду экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности, другая информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь, осуществляется на основании постановления Генерального прокурора, прокурора области, города Минска.
В силу абз. 4 п. 4 Положения о порядке ограничения (возобновления) доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, утвержденного постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Министерства информации Республики Беларусь от 03.10.2018 № 8/10/6, список ограниченного доступа обязателен для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь и формируется Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации на основании, в частности, постановлений Генерального прокурора, прокурора области, г. Минска об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию.
15.05.2021 официально опубликована новая редакция Закона «О противодействии экстремизму» (Закон №203-З), вступившего в силу 16.06.2021.
Поправки, внесенные в законодательство, вводят уголовную ответственность за экстремизм и участие в боевых действиях на территории других стран. Расширена также административная ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности.
Новый закон дополнил белорусское законодательство рядом норм, которые касаются деятельности экстремистских формирований, участия белорусских граждан в вооруженных конфликтах за рубежом и использования в антиобщественных и преступных целях так называемых «коктейлей Молотова».
Значительно расширен перечень видов экстремистской деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской деятельности, в частности, отнесены:
- распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст.369-1 УК);
- оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом (ст.369 УК);
- финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества – последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст.361-2 УК);
- публичные призывы к организации или проведению незаконного собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст.369-3 УК);
- финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества – последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст.361-2 УК)
- за создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием служебных полномочий, будут наказываться ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет (ст.361-1 УК);
- дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрен максимум в 7 лет лишения свободы;
- распространение владельцем интернет - ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено с законодательными актами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за тоже нарушение, наказывается общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок.
Следует отметить, что с развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия правоохранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.
Последними изменениями в уголовном законе Беларуси криминализированы все формы участия в экстремистской деятельности, ее осуществления и обеспечения.
Так, согласно статье 3611 установлена уголовная ответственность не только за создание либо руководство экстремистским формированием, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, но и за участие в таком формировании, к которому относится вхождение лица в его состав в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
При этом в примечаниях к данной норме указано, что под преступлением экстремистской направленности понимается преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.
Статья 3612 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Речь идет о предоставлении или сборе денежных средств, ценных бумаг, либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения любой экстремистской деятельности, а также деятельности, направленной на реабилитацию нацизма.
Ранее ответственность была предусмотрена только за финансирование деятельности экстремистского формирования, в настоящее время уголовную ответственность влечет финансирование в целом экстремистской деятельности. Наказание по данной статье может достигать 5 лет лишения свободы, а при совершении подобных действий повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 8 лет лишения свободы со штрафом.
Самостоятельным преступлением становится вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 3614 наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения свободы.
В целях пресечения преступлений экстремистской направленности на более ранней стадии также в статье 3615 Уголовного кодекса Республики Беларусь криминализировано прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности. Лицу, которое прошло подобное обучение или подготовку может грозить до 3 лет лишения свободы.
Примечательно, что в случае своевременного сообщения лицом, совершившим вышеуказанные преступления, государственным органам, а равно иным образом способствовавшее выявлению, предотвращению или пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности, ее финансированию, оно освобождается от уголовной ответственности.
Следует отметить, что территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению экстремистских материалов, в т.ч. в глобальной сети Интернет. О чем информируются органы прокуратуры, правомочные подавать исковые заявления в суд для признания организаций, формирований, ИП – экстремистскими, запрещения их деятельности на территории страны и последующей ликвидации.
Сегодня следователи имеют возможность оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы деструктивно настроенных граждан. Грамотные и профессиональные действия сотрудников Следственного комитета, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению подобных преступлений
Какая ответственность грозит за лайки и репосты экстремистских материалов, их хранение и распространение
В Беларуси установлена административная ответственность (по части 1 статьи 19.11 КоАП) за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей ее. Такие действия влекут наложение штрафа на физлица в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 50 базовых величин, на юрлицо – от 50 до 200 базовых величин. Предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.
Правоохранители постоянно отслеживают информационные продукты на разных носителях – печатных, электронных и сетевых. Материалы представляются на рассмотрение в республиканскую экспертную комиссию по борьбе с экстремизмом и реабилитацией нацизма. Назначаются эксперты, идет изучение и готовится заключение на предмет наличия либо отсутствия признаков экстремизма. Как только продукция попадает в республиканский список экстремистских материалов (размещен на сайте Министерства информации mininform.gov.by), доступ к ней должен быть моментально ограничен.
За распространение такой информационной продукции, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозку с целью распространения, предусмотрено наказание по части 2 статьи 19.11 КоАП Республики Беларусь. На физлицо могут налагаться штраф в размере от 10 до 30 базовых величин, общественные работы либо административный арест до 15 суток, на ИП – штраф в размере от 50 до 100 базовых величин, на юрлицо – от 100 до 500 базовых величин. При этом обязательна конфискация предмета административного правонарушения. Дополнительно может применяться конфискация орудий и средств совершения правонарушения.
Хранение материалов подразумевает под собой в частности фактическое нахождение на устройстве (на мобильном телефоне, планшете, компьютере) файлов, признанных экстремистскими. В телеграме весь контент, который отправляют другие люди, и просмотренные файлы могут по умолчанию сохраняться в папку Telegram Desktop. Автоматическое сохранение происходит также в вайбере. Запретить такие действия можно в настройках приложений.
Участие в группах и чатах, признанных экстремистскими, осуществление в них деятельности, оставление комментариев, сообщений, а равно пересылка файлов другим участникам групп образуют состав административного правонарушения. Как и размещение на страницах в соцсетях экстремистских материалов, проставление на них лайков, совершение их репостов.
Правоохранители успешно проводят деанонимизацию администраторов и наиболее активных подписчиков экстремистских телеграм-каналов и чатов. Документируются все сообщения в мессенджерах и соцсетях, побуждающие к экстремистской деятельности, и другие действия пользователей по созданию протестной активности.