Советы педагога-психолога

«Как научить ребёнка выстраивать личные границы»

26.02.2024

Научить ребёнка отстаивать свои границы чрезвычайно важно. Этот навык поможет ему устанавливать здоровые отношения с окружающими и сохранять своё физическое и эмоциональное благополучие.

Очень важно дать ребёнку понять, что личные границы у каждого человека свои. Уважение к границам — то, что важно воспитать у ребёнка. Ведь если он будет соблюдать чужие границы, то будет ожидать такого же в свою сторону. Вот несколько советов.

Совет 1 . Объясните, что такое личные границы

Расскажите ребёнку, что означает «иметь границы», почему они важны и какие могут быть последствия, если их не соблюдать. Для этого используйте понятный язык и простые примеры, с которыми ребёнок сталкивается в жизни.

Личные границы можно разделить на физические и психологические. Физические — те, что касаются тела, личных вещей и пространства вокруг, в том числе личного пространства (например, комнаты или ванной комнаты, когда ребёнок её занимает). Психологические границы нарушаются, когда нами пытаются манипулировать, высказывают нетактичное мнение, комментируют внешность или дают советы, когда о них никто не просил.

Совет 2. Дайте понятные ребёнку примеры.

«Когда тебе не хочется, чтобы тебя кто-то обнимал или трогал, ты можешь сказать “нет”. Это не будет означать, что ты не любишь маму, папу или друга. Это значит, что тебя сейчас не стоит обнимать».

«Если тебя не устраивает, что кто-то взял твою игрушку без спроса, смело говори об этом. Но это работает и в обратную сторону — ты тоже не должен брать чужие вещи без спроса».

Давайте такие примеры, которые соответствуют возрасту ребёнка. Это поможет ему быстро понять, о чём вы говорите, и представить, что такое личные границы на самом деле.

Совет 3.Научите ребёнка говорить «нет»

Научите его говорить «нет» и выражать своё мнение. Объясните, что это не значит, что он не любит или не уважает других людей, а лишь означает, что он уважает себя и свои потребности. Он может сказать «нет» человеку, который захочет потрогать его так, как ему не нравится. Он может сказать «нет» сверстнику, который выпрашивает шоколадку.

Совет 4.Когда ребёнок защищает свои границы, поддерживайте его и поощряйте эту поведенческую модель.

Признавайте, что это нелегко и что вы гордитесь им за то, что он это делает. Постепенно ребёнок привыкнет, и отстаивание границ станет для него привычным.

Совет 5. Научите ребёнка слушать своё тело

Расскажите ему, что он должен обращать внимание на свои чувства и физические ощущения. Объясните, что это поможет ему понять, когда нужно сказать «нет» или остановиться. Такой разговор с детьми призван защитить физическую безопасность ребёнка, и он не побоится рассказать вам, если произойдёт что-то неправильное. К тому же многие дети не понимают, что что-то не так — этот разговор поможет это предотвратить.

Совет 6. Учите ребёнка уважать границы других людей

Помните, что уважение к границам других людей — это двустороннее дело. Учите своего ребёнка уважать границы других людей, чтобы он мог ожидать того же самого в ответ.

Тренируйте это в вашей обычной жизни. Когда вы устали, а ребёнок настойчиво скачет возле, просите его этого не делать — и

объясняйте, почему вы его об этом просите. Взаимное уважение —

залог соблюдения личных границ.

Благодаря границам ребенок обретает:

-Самопознание и понимание других. Границы помогают ребенку понять, кто я, где пределы моих возможностей, где пределы моей свободы, за которой стоит свобода другого человека.

-Умение управлять собой. Когда ребенок сталкивается с правилами и ограничениями, то он приобретает способность и развивает необходимость противостоять своим сиюминутным «хотелкам» и желаниям. Если ребенку ничего не запрещают, то он не учится запрещать себе сам.

-Уверенность. Знание правил делает ребенка уверенным в себе, помогает ему постичь закономерности мира. Ребенок усваивает: потрудился – получил результат. Обижаешь других – с тобой не хотят дружить. Так ребенок усваивает цену усилий и цену результата, учится управлять своими силами и приобретает опыт и уверенность: есть вещи, которые зависят от моих усилий.

-Отношения. Ребенок усваивает, как строятся отношения: на маму нельзя кричать, братика нельзя толкать, а если хочешь, чтобы тебе помогли, нужно попросить.

-Безопасность. Установление границ в отношениях с детьми и особенно последовательность установок и поведения родителя помогает детям чувствовать себя в безопасности, и эта внутренняя защищённость создаёт возможность стать личностью. Когда не существует границ и запретов на поведение, дети чувствуют себя незащищёнными и испытывают тревогу.

Границы, разумеется, очень важны для родителей, потому что тогда они могут быть уверены, что их ребенок «справится с жизнью», и сами чувствуют, что справляются. Они чувствуют свою целостность, защищенность, достоинство, значимость.

свернуть

Как говорить с детьми, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили

01.12.2023

1.Не слушать вполуха.

2.Не задавать лишних вопросов и не советовать ничего. Вместо этого, реагировать понимающе. Слова типа "А!", "Ага" "Понятно", "Интересно", "Серьезно?" сказанные заинтересованным тоном, очень помогают ребенку рассказывать.

3.Не отрицать чувств ребенка, даже самых сильных и отрицательных (ненависть, гнев, зависть) Лучше назвать их, дать им имя.

4.Не вдаваться в длинные логические объяснения. Лучше дать ребенку понять, что его желание или рассказ важны для вас. Можно сказать: "Хорошо бы у меня было столько денег и такая конюшня, чтобы я мог купить тебе собственную лошадь" (вместо: "Нам негде держать лошадь и у нас нет на нее денег").

5.Не обрывать мечты ребенка. Лучше проявить понимание. Например:

 Ребёнок: "Когда я вырасту, я стану космонавтом" 

  Родитель: "Это действительно очень интересная профессия".

6.Не торопиться отвечать на вопросы. Вместо этого - подсказывать ребенку, где он может найти интересующую его информацию.

 

 Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает. А  Вам самим  начать рассказывать о том, как у вас день прошел, и "втянуть" его в разговор?

Или просто спросить:

 - как ему понравился, например, бутерброд, который вы сделали, а потом пусть расскажет, кто с ним рядом за столом сидит в саду;

- что сегодня  было вкусного на завтрак или обед, потом можно продолжит разговор, спрашивая, как и что понравилось и перейти потихоньку на другие вас интересующие вопросы;

 - во что они сегодня в саду играли, что понравилось больше? Если расскажет, что играл в машинки, например, спросите, с кем, понравилось ли ему и т.п.

Ребенку тяжело просто отвечать  на вопросы типа,  Как настроение? Или как было? Детям легче анализировать уже готовые темы. Ну, например, спросите, был ли его любимый обед? Если нет, то скажите, что очень жаль, а что вместо этого было, понравилось ли? Так ребенку интереснее беседовать.

Вопросы должны быть направлены на действие или точную ситуацию, просто обобщающий вопрос тяжелый для ребенка.

 Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с

отвлеченной темы: рассказать ему что-то интересное, что было у Вас, вспомнить историю из  детства.

  • Сесть за чашку чая и настроиться на внимательное активное слушание тоже помогает, поймать взгляд и улыбнуться... Короче, освободиться морально для того чтобы пообщаться. Это не занимает много времени, но это очень тяжело. Может малыш поможет вам что-то делать вместе: складывать белье, готовить ужин, или поехать куда-то. Часто по дороге можно начать, скажем, петь песни или загадывать загадки, и вдруг он что-то такое расскажет, что в иной ситуации никогда бы не вылезло.
  • Еще хорошее время перед сном: обнять малыша, когда он уже в постели и сказать ему как вы его любите. Получив уверения в вашей любви ребенку, как ни странно, проще общаться... К тому же это помогает ему протянуть время и не идти спать. И главное: кто сказал, что каждый день вы должны получать подробный отчет о происходящем в садике? Ничего подобного. Подумайте, что муж (или жена) каждый день ждали бы от вас подробного отчета о проведенном дне, подвигая на это вопросами типа: с кем ты говорил(а)? а что ты ел(а) на обед? а как тот проект? а что было с начальником? а что вы обсуждали на совещании? …

         Ну, должен же человек иметь право на личную жизнь! И не всякому хочется переживать заново весь день дома вечером. Иногда человеку надо просто отдохнуть в кругу близких людей! А ребенок тоже человек....

свернуть

Детская дружба!

                                    ПСИХОЛОГ КОНСУЛЬТИРУЕТ

 

Детская дружба.

Как помочь ребенку  научиться общаться со сверстниками.

 

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных - всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что малыш не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или делает это неохотно. Поговорите с воспитателем группы, возможно, она подтвердит ваши опасения.

С чего начать?

Если вашему ребенку меньше шести лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, навыки общения усваиваются им медленнее, чем другими детьми. Поэтому для того, чтобы научиться дружить, ему не обойтись без вашей помощи. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе. И подойти с улыбкой к нему.  Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: "Привет, меня зовут Петя. Можно поиграть с тобой?"

Время от времени ребенок даже с развитыми навыками общения может замыкаться в себе. Обычно это случается после сильного стресса: при разводе родителей, смене детского сада, при переезде в другой город и так далее. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребенка к предстоящим переменам, обсудив с ним происходящее, а также выяснив, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

Разные темпераменты

Между прочим, совсем не важно, сколько друзей будет иметь ребенок. Количество друзей, необходимое каждому малышу, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребенку достаточно иметь двух-трех хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом - проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудности начинаются, если у родителей и ребенка разные темпераменты. Общительные мама с папой, у которых стеснительные сын или дочь, порой начинают слишком давить на ребенка . А вот родителя-интроверта, напротив, заботит слишком большое число приятелей у любимого чада - ему кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Чем же могут помочь родители?

Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему  занятие по душе - спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.

Научите ребенка  правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные навыки общения, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени.

Чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в коллективе сверстников и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, он начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого маленького человека - его родители тоже чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребенка за то, что тот "не такой как все". Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но их вмешательство в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему он должен сам.

Это важно!

Если у ребенка возникает конфликт с другом, посоветуйте ему возможные пути выхода из создавшегося положения. Хвалите свое чадо за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.

 

свернуть

Семье на пороге школьной жизни

Рекомендации 

педагога-психолога

«Семье на пороге школьной жизни»

Чтобы ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

1.Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, внимания и ласки.

2.Помните, что у Вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с Вами то, что его тревожит.

3.Не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Лучше покажите свои школьные фотографии, расскажите о своей школе.

4.Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого Вы хотите от него? Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.

5.Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным.

6.Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.

7.Развивайте у ребенка навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится ему в школе.

8.Тренируйте внимание и память. Хорошая игра на внимательность: предложите небольшой текст, в котором  нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букву «с». Ещё можно играть в игру «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

9.Развивайте мелкую моторику рук ребенка. Пусть ребенок рисует, лепит, конструирует, собирает паззлы, делает поделки.

Известно, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников.

10.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому занятия лучше проводить в форме игр.

11.Не будьте слишком требовательны к ребенку.

12.Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

13.Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

14.Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

15.Если ребенок устал заниматься, не выполнил задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

16.Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.

17.Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

18.Играйте в школу. Пусть игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

 

Ребенок всегда должен чувствовать поддержку и  крепкое плечо, на которое можно опереться  в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда Ваш дошкольник в будущем превратится в  успешного первоклассника, которому интересно будет  учиться.

                                

свернуть

Компьютерные забавы и ребенок.

Педиатры повторяют, что сидение за компьютером длительное время портит осанку, зрение. До конца неизвестно какое влияние оказывает компьютерное излучение на неокрепший детский организм.

Психологи говорят о том, что у детей, которые проводят за компьютером много времени, развивается агрессия, они чрезмерно возбудимы, выходя из мира виртуального, с трудом ориентируются в реальном мире.

ПОМНИТЕ! Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  • Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
  • Продолжительность разовой развивающей игры ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
  • После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

К сожалению, именно  родители, нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир, тем самым создают условия  для  формирования компьютерной зависимости. 

Как распознать зависимость?

-ребенок раздражается при необходимости отвлечься от игры на компьютере или становится тревожным;

-во время игры ребенок  начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

-ребенок становится более агрессивным;

-трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

Профилактика компьютерной зависимости

  • Общайтесь со своим ребенком «на одной волне». Беседуйте с ним, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
  • Играйте с ребенком в самые разные игры. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность.
  • Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует (соотносит) себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. В этом возрасте очень важно развивать память, воображение, мышление ребенка.
  • Многие ученые сходятся во мнении, что для полноценного развития в дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство прекрасного, учить его рисованию, музыке, танцам. Дети, не получавшие в свое время этих эмоций, часто замещают их с помощью компьютера.

Так что, уважаемые родители, в ваших силах помочь своему ребенку! Сделайте же так, чтобы в его реальной жизни было больше положительных и интересных событий, чем тех, которые он видит в виртуальном мире.

свернуть

МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  Какие мультфильмы смотреть детям:

  • Помните, что не каждый анимационный фильм предназначен для детской аудитории. Следует различать мультфильмы для детей и для взрослых. Детские мультфильмы всегда поучительные, добрые, познавательно-развлекательные. Мультфильмы с изображением крови, насилием, ярко выраженной негативной окраской могут нанести вред детской психике.
  • Многие родители для своих детей выбирают только советские мультфильмы, которые ассоциируются только с позитивными эмоциями. Но нельзя не вспомнить и старые добрые диснеевские мультики с добрыми и положительными героями: «Бемби», «Слоненок Дамбо», «Золушка» «Белоснежка».
  • Просмотр мультфильмов, в которых есть сильно выраженные отрицательные герои или показана смерть (например, «Король Лев» Уолта Диснея) лучше отложить, пока малыш не научится различать добро и зло, сострадать и сочувствовать.
  • Особое внимание следует уделять мультфильмам, где главные герои женского пола. Излишняя агрессивность или сексуальность героинь многих современных мультиков формирует у ребенка неправильный стереотип взаимоотношений между мужчиной и женщиной.Мультфильмы должны воспитывать и в девочках, и в мальчиках прививать моральные ценности и уважительное отношение к женщине. Хорошими примерами таких мультфильмов являются сюжеты про Василису Прекрасную, Царевну-Лягушку, героини которых обладают высокими моральными качествами: честны, добры, трудолюбивы.
  • Немаловажное значение играют также качество и детальность прорисовки мультфильма. Для малышей лучше выбирать мультфильмы с четкими, умеренно яркими картинками и персонажами, без лишних деталей. Хорошо если в мультике все предметы пропорциональны, ведь очень важно развивать у ребенка правильный глазомер.
  • Осторожно относитесь к выбору мультфильмов с фантастическими существами (мутанты, люди-пауки, супергерои и т.д.) со сверхспособностями. Ребенок может захотеть повторить невыполнимые подвиги любимых героев. Прежде, чемсмотреть мультфильмы такого плана, важно научить ребенка отличать мир фантазий от реальности. 
  • Следует также помнить, что даже в самых казалось бы невинных мультфильмах всегда можно увидеть негативные моменты (например, «Том и Джерри» и «Ну, погоди!»).

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

Самое главное – сформировать в ребенке правильное отношение к мультфильмам и не злоупотреблять их просмотром. Пусть лучше свое свободное время ребенок тратит на общение со сверстниками, игры, занятия рисованием.  

                              

свернуть

Интернет и безопасность семьи

О влиянии вредных привычек родителей на воспитание детей

                                     Информационный  буклет

О влиянии  вредных привычек родителей

на воспитание детей

   Наиболее неблагоприятным фактором, влияющим на воспитание детей является пристрастие родителей к вредным привычкам.

Ради своих детей родители готовы   совершать подвиги. Однако, часто не в состоянии  расстаться с сигаретой.

Вред пассивного курения для детей:

  • Отставания в физическом развитии, снижение веса;
  • Появление заболеваний: бронхиальная астма, аллергии, ангины, тонзиллиты и др.
  • Снижение мыслительных процессов, способности к запоминанию;
  • Проявления нервозности и раздражительности;
  • Пониженное настроение.

   Курящие родители передают ребенку  свою вредную привычку как эстафетную палочку. И выросший в табачном дыму он не будет видеть ничего зазорного в том, чтобы в подростковом возрасте  закурить свою первую сигарету. А привыкание формируется очень быстро, потому что стереотип поведения курящего человека он впитал буквально с молоком матери! Задумайтесь, может быть ваша сигарета станет последней!

   Наибольший вред здоровью и воспитанию  ребенка, в каком возрасте бы он не находился, оказывает злоупотребление родителями спиртных напитков. Связано это прежде всего с нарушениями  взаимоотношений между членами семьи. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

   Известно, что детская психика отличается выраженной  неустойчивостью и малой выносливостью, возникновением сильных реакций из-за невнимания родителей, пьянствующих и ссорящихся между собой.

                 Влияние родителей, злоупотребляющих спиртным на  детей:

  • Получение травм, переломов, ожогов, сотрясений мозга;
  • Задержки в психическом развитии;
  • Нахождение в состоянии хронического стресса;
  • Агрессивное, конфликтное поведение либо  поведение жертвы;
  • Пребывание в состоянии страха и горя, ночные кошмары;
  • Формирование таких качеств, как: злобность, жестокость, лживость, пассивность, замкнутость;
  • Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

    Как правило, отношения детей и родителей-алкоголиков лишены  стабильности  и безопасности. Пьющий родитель  может за один и тот же поступок  в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать,  в третьем – спровоцировать   ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю  конфликтность поведения  родителя у ребенка формируется сложное отношение к нему: он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается  подобное отношение к окружающему миру в целом.

    Уважаемые родители!

    Подумайте о том, что Вы и никто другой можете быть причиной проблем у своего ребенка! Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, своих родных и близких, своей страны!

     

    ЦИТАТЫ  И  АФОРИЗМЫ

    О  СЕМЬЕ,  РОДИТЕЛЯХ  И  ДЕТЯХ

    Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими. (Демокрит)

    Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)

    Материнская любовь — самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви; сама ее сущность — забота и ответственность. (Фромм Э.)

    Не надобно другого образца,

    Когда в глазах пример отца.

    (Грибоедов А. С.)

    Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

    (Демокрит).

    Обращаясь с  ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

    (Гете И.)

  • ...Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».

     (Чернышевский Н. Г.)

  •  
свернуть

тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок - меланхолик"

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – МЕЛАНХОЛИК»                     

         Меланхолик - это мягкий и послушный ребенок. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи.  Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить - и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

         Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени".     Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

         Такой  ребенок опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

         Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

         Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. Такой ребенок, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

 

                  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать"НЕ НАВРЕДИ".
  • В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом.
  • Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.
  • Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
  • Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
  • Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
  • Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.
  • В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
  • Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
  • Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

             Знаменитые  меланхолики:  Ч. Дарвин, Ф.Шопен,   Гоголь  Н.В., Чайковский  П.И., Лермонтов М.Ю.,        Э.Пресли.

    Уважаемые родители!

             Помните,  важно не подавлять темперамент Вашего      ребенка, а научиться управлять им.

             Будьте наблюдательны и внимательны по      отношению к своему ребенку. Старайтесь как   можно        больше понять его,  и    вы   всегда        сможете     прийти к взаимопониманию. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность. Его не тяготит даже монотонная работа.Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления

свернуть

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. Флегматик.

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ФЛЕГМАТИК»

     Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие дети  не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Ребенок с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких детей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Задачи взрослых:

 – способствовать развитию у детей  уверенности в своих силах;

-создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром  темпе.

                   РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Постепенное, а не быстрое включение ребенка в работу – не требуйте от него немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания.
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания.
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности.
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить.
  • Полезно использовать прием опережающего воздействия, т. е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают вовремя мобилизоваться и переключиться.
  • Заинтересованность в деятельности;
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении упражнений и заданий дома (разговоры, телевизор, музыка и прочее);
  • Любые командные игры, танцы, восточные единоборства помогут ребенку  быть активнее.

 

Уважаемые родители!

 

         Темперамент – это природная особенность человека,       которая влияет на его поведение и успехи.    Однако не бывает

«плохих» или «хороших» темпераментов

 – у каждого из них есть свои плюсы и минусы.

         Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно,   необходимо обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия.

          

Удачи Вам и радости общения!

 

 

свернуть

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок-холерик"

 

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ХОЛЕРИК»

Этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. "Покой нам только снится!" - могут сказать они про своего ребёнка-холерика. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. 

Речь ребенка- холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения стремительные, резкие, энергичные. Холерика постоянно захлестывает буря эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы, не признают правил и требований. Они не любят, когда их в чем-то ограничивают, в частности они противятся дневному распорядку. В коллективе ищут лидерства, часто конфликтуют. Для детей характерны непоседливость  и подвижность, потребность в шумных играх. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других.

Дети - холерики часто приступают к выполнению заданий, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечая допущенных ошибок.

Настроение неустойчивое, меняется, казалось бы, по незначительным причинам. Засыпают холерики         с трудом, под впечатлением событий дня. Если   родители пытаются наказать ребенка  за      неумение себя сдерживать, у него вырабатывается агрессивность, готовность к отпору,     к  самозащите.

                                Рекомендации  для родителей:

  • Главное в общении с детьми – деть полезное    направление детской энергии. Достигнуть этого можно приобщая их  к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход  их природная энергия.
  • Избыток энергии и агрессии гасить на футбольном поле или в бассейне. Тренировать произвольное внимание и усидчивость помогут настольные игры, конструирование, лепка и рисование. Правда, эти тихие забавы смогут занять его максимум на 15 минут. Но в этом деле главное – регулярность.
  • С ребенком необходимо говорить спокойно, но  требовательно и     внушительно, без уговоров и упрашивания.
  • Важно показать    красоту  культурных   поступков,разъяснять необходимость  проявления сдержанности, внимания к другим людям.
  • Необходимо помочь ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда. Поощрять старательность и терпение, организованность.
  • Использовать приемы сдерживания активности  («Подожди начинать, сначала подумай еще раз»)
  • Полезно использовать прием, который ставит ребенка, в позицию обучающего («Расскажи, покажи, как склеить домик" "Научи строит мост, у тебя это хорошо получается»).
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении с ребенком, так как холерики легко «заражаются» ими.
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву».

         Знаменитые холерики: Петр 1, Суворов А.В., Менделеев    Д.И.     Пушкин А.С., Чапаев В.И.

 

Уважаемые родители!

Помните,  важно не подавлять темперамент    

Вашего ребенка, а научиться управлять им.

Будьте наблюдательны и внимательны по          отношению к своему ребенку. Старайтесь как можно больше понять его,  и   вы всегда   сможете прийти к взаимопониманию.

 

Удачи Вам и радости общения!

 

свернуть

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок-сангвиник"

 

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК –  CАНГВИНИК»        

      В жизни темперамент в "чистом виде" встречается редко. Обычно имеет место смешение черт разных типов темпераментов. Но, тем не менее, наиболее яркие черты всё равно будут "солировать" в поведении вашего ребёнка. Именно на них и обращайте своё внимание.

       Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.

        Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

        Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

       Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.

        На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" - таков его жизненный девиз. Но оборотная сторона "солнечной" натуры, о которой не должны забывать взрослые, такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

 

                          РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ".          Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но  далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он  свое обещание
  • Важно формировать у него устойчивые привязанности, интересы.
  • Приучать доводить начатое дело до конца.
  • Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.
  • Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.
  • Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.
  • Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

    Знаменитые  сангвиники: Моцарт   В.А.Лермонтов М.Ю.,       Наполеон, Герцен А.И.,  Оноре де Бальзак, Марк Твен.

       

Уважаемые родители!

Помните,  важно не подавлять темперамент

Вашего ребенка, а научиться управлять им.

Будьте наблюдательны и внимательны по          отношению к своему ребенку. Старайтесь как можно больше понять его,  и    вы     всегда       сможете прийти к взаимопониманию.

свернуть

 «Детское благополучие, или как вырастить психологически здорового ребенка»  

 

 «Детское благополучие, или как вырастить психологически здорового ребенка»

 

Эмоциональное  благополучие в семье очень влияет на психическое развитие ребёнка. Часто у Вас возникает вопрос: что же нужно делать, чтобы ваши дети выросли психически здоровыми?

Первое: Вы должны безусловно любить своего ребёнка. Безусловная любовь означает любовь к себе и своему ближнему независимо ни от чего. Она не смотрит на существующие недостатки или достоинства, не зависит от того, чего мы ожидаем от человека, которого любим и, самое трудное, не зависит от его поведения. Самым большим испытанием  любви без условий является умение отделять личность от её поступков. Это не означает, что Вы должны одобрять или соглашаться со всем, что делает ваш ребёнок, но любовь продолжается даже тогда, когда Вы осуждаете его действия.

Второе: родители должны поддерживать своего ребёнка. Поддерживать ребёнка – это значит верить в него. Что же нужно сделать, чтобы поверить в своего ребёнка?

♦ Не вспоминайте о его прошлых неудачах, вспомните об его успехах, опирайтесь на сильные стороны ребёнка;

♦ помогите ребёнку обрести уверенность в себе, вселяйте веру в то, что он справиться с той ответственностью, которую Вы на него возложите;

♦ показывайте свою любовь к ребёнку, чаще обнимайте и жалейте его, шутите, смейтесь, проводите больше времени с ними.

Третье: родители должны уметь требовать. Требовать – это значит следить за тем, чтобы ребёнок выполнял заданные родителями правила. Но прежде эти правила должны соответствовать определённым требованиям:

♦ их нельзя говорить со злостью, с криком, с раздражением;

♦ правила должны быть посильными для ребёнка, нельзя требовать от  него слишком трудного;

♦ правила должны быть разумными, то есть не противоречить здравому смыслу;

♦ они не должны противоречить другому распоряжению (вашему или другого родителя).

Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где спокойно и комфортно, где можно отдохнуть и расслабиться. Такое место — семья, дом. Как сделать, чтобы в доме так было всегда?

Разговаривайте с ребенком, придерживаясь следующих правил.

Перестаньте негативно оценивать ребенка: «Как ты ходишь? Что за неряха?!».

Помогите ребенку думать о себе хорошо: «Умница, красавица, вежливая, добрая…», «Какой сообразительный!».

Не лишайте ребенка надежды: «Из тебя не получится ничего хорошего».

Станьте оптимистичными в отношении ребенка: «Ты достигнешь многого в жизни. Я верю в тебя, в твои способности».

Авторитарный, командный тон лишает ребенка желания что-либо делать: «Убери! Быстро! Кому сказал! Ну-ка!..». Разрешите ребенку где-то покапризничать, разрешите работать вместе с вами.

Говорите уверенным тоном, но также ласково, доброжелательно: «Помоги мне. Я без тебя не справлюсь. Ты моя опора и помощник». Не стоит говорить: «Если будешь слушаться, то куплю… Дам конфету».

Дарите ребенку свою любовь искренне и «даром»: «Какой ты у меня сообразительный, вот как хорошо можешь делать!».

Не диктуйте ребенку, как себя чувствовать: «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось. Что ты злишься? Было бы из-за чего?!». Просто скажите: «Мы понимаем тебя».

Не угрожайте ребенку наказанием, но дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Не сравнивайте своего ребенка с другими: «Ну что за друзья у тебя, такие как и ты! Неужели не можешь быть таким, как другие дети?..».

Говорите ребенку, что он имеет право быть другим, непохожим: «Как у тебя это замечательно получается. Эту вещь ты оригинально сделал!».

Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка.

Говорите о том, что он замечательно поет, что он прекрасный друг, отлично заботится о своей собаке. Ваша похвала должна быть как можно более конкретной, чтобы ребенок знал: вы хвалите его не для отвода глаз, а потому что его поступки достойны похвалы.

Расскажите о собственных детских проигрышах и разочарованиях, пусть ребенок знает, что неприятности бывают у всех. Главное — с честью и достоинством из них выходить.

Каждый вечер перед сном говорите своему ребенку: «Я тебя люблю, ты у меня единственный и самый-самый!». Говорите это независимо от того, как вел себя ребенок днем, какие неприятности вам доставил.

Хвалите ребенка не за победу в соревнованиях, а за то, что он старается, умеет собраться в ответственный момент. Отмечайте не только результат, но и сам процесс.

 Научиться безусловной и безоценочной любви для родителя крайне важно. По большому счёту – это единственное, что должен уметь родитель для воплощения правильного воспитания. Безусловная любовь к ребёнку даст родителям уверенность в том, что у них никогда не возникнут катастрофы во взаимоотношениях с ребёнком.

 

 

 

 

свернуть

Компьютерные забавы и ребенок.

 

 Компьютерные забавы

и ребенок.

Педиатры повторяют, что сидение за компьютером длительное время портит осанку, зрение. До конца неизвестно какое влияние оказывает компьютерное излучение на неокрепший детский организм.

Психологи говорят о том, что у детей, которые проводят за компьютером много времени, развивается агрессия, они чрезмерно возбудимы, выходя из мира виртуального, с трудом ориентируются в реальном мире.

ПОМНИТЕ! Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  • Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
  • Продолжительность разовой развивающей игры ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
  • После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

К сожалению, именно  родители, нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир, тем самым создают условия  для  формирования компьютерной зависимости.  

Как распознать зависимость?

-ребенок раздражается при необходимости отвлечься от игры на компьютере или становится тревожным;

-во время игры ребенок  начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

-ребенок становится более агрессивным;

-трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

Профилактика компьютерной зависимости

  • Общайтесь со своим ребенком «на одной волне». Беседуйте с ним, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
  • Играйте с ребенком в самые разные игры. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность.
  • Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует (соотносит) себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. В этом возрасте очень важно развивать память, воображение, мышление ребенка.
  • Многие ученые сходятся во мнении, что для полноценного развития в дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство прекрасного, учить его рисованию, музыке, танцам. Дети, не получавшие в свое время этих эмоций, часто замещают их с помощью компьютера.

Так что, уважаемые родители, в ваших силах помочь своему ребенку! Сделайте же так, чтобы в его реальной жизни было больше положительных и интересных событий, чем тех, которые он видит в виртуальном мире.

свернуть

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

  

«Семье на пороге школьной жизни»

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, внимания и ласки.
  2. Помните, что у Вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с Вами то, что его тревожит.
  3. Не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Лучше покажите свои школьные фотографии, расскажите о своей школе.
  4. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого Вы хотите от него? Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.
  5. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным.
  6. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
  7. Развивайте у ребенка навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится ему  в школе.
  8. Тренируйте внимание и память. Хорошая игра на внимательность: предложите небольшой текст, в котором  нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.
  9. Развивайте мелкую моторику рук ребенка. Пусть ребенок рисует, лепит, конструирует, собирает паззлы, делает поделки и т.д.
  10. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
  11. Играйте в школу. Пусть игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

Ребенок всегда должен чувствовать Вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях.

Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда Ваш дошкольник в будущем превратится в  успешного первоклассника, которому интересно будет  учиться!

          

 

 

 

свернуть

тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок - меланхолик"

 

 

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

                      «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – МЕЛАНХОЛИК»                             

                                  

         Меланхолик - это мягкий и послушный ребенок. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительностпроявляется во всех движениях, жестах и речи.  Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить - и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

         Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени".     Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

         Такой  ребенок опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

         Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

         Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. Такой ребенок, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

 

                  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать"НЕ НАВРЕДИ".
  • В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом.
  • Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.
  • Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
  • Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
  • Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
  • Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.
  • В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
  • Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

     

    Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

          Знаменитые  меланхолики:  Ч. Дарвин, Ф.Шопен,   Гоголь  Н.В., Чайковский  П.И., Лермонтов М.Ю.,        Э.Пресли.

    Уважаемые родители!

            Помните,  важно не подавлять темперамент Вашего  ребенка, а научиться управлять им.

            Будьте наблюдательны и внимательны по      отношению к своему ребенку. Старайтесь как   можно        больше понять его,  и    вы   всегда        сможете     прийти к взаимопониманию.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть
Меню раздела