специальная разновозрастная группа (4-7 лет) ТО №11

«С пальчиками играем – речь развиваем»

22.05.2023

«С пальчиками играем – речь развиваем»

 

       Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

 

           До сих пор недостаточно осмысленно взрослым значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

 

      Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.   Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

 

      Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

 

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

 

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно  приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 

Малыш учится концентрировать своё  внимание  и  правильно  его  распределять.

Если  ребёнок  будет  выполнять  упражнения,  сопровождая  их  короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.

Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.

Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняется упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

 

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ГРУППЫ

I группа. Упражнения для кистей рук:

развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

 

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить,

пальцы широко раздвинуть)

 

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

 

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы

«ходят» по столу.)

 

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

 

«Посчитаем»

(Поднять кисть руки вверх,

широко раздвинуть пальцы.)

Раз- два- три- четыре-пять!

Будем пальчики считать –                                                     

Крепкие, дружные,                

Все такие нужные…

(Поочередно сгибать пальцы в кулачок,

начиная с большого.)

 

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

свернуть

Консультация для родителей на тему: День Победы. Как объяснить это ребенку?

02.05.2023


Пусть громы войн уступят песням лир,

И на Земле утихнут злые битвы,

И будут в каждом доме –

Больше информации на сайте рекламодателя

Хлеб и Мир,

А в каждом сердце –

Тихая молитва….

(Игорь Бирулин)

Для многих 9 мая - День Победы является одним из самых почитаемых праздников. В этом году будет 78 лет со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистcкой Германией. А что знают наши дети о событии, которое изменило судьбу всего мира? Что для них означает дата 9 мая и как сегодняшним родителям рассказывать детям о Великой Отечественной войне?

Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо. Ни в коем случае нельзя забывать, какой ценой был завоеван мир и возможность спокойно растить своих детей. Нельзя понять, что значит «победа», «мир», не понимая, что такое «война». На сегодняшний день страх войны и цену мира особенно могут понять и оценить жители Донецкой и Луганской области. Они знают не только по истории, что такое война, что значит терять близких, что значит остаться без крова, без средств существования. Мне кажется, что те люди, которые сами столкнулись с такой бедой, как война, еще больше будут ценить тех, кто своими жизнями заплатил за то, чтобы мы строили свою жизнь без войны. Нашим детям, которые слышат взрывы и прячась в домик на игровой площадке, зовут с собой воспитателя, тоже легче объяснить, что значит война. Когда на прогулке подходит 3-х летняя девочка и обнимая воспитателя спрашивает: «А меня не убьют?», понимаешь, в какой мере ты отвечаешь за этих детей.Конечно, лучше знать о войне из рассказов других.

Ради памяти воинов, защищавших своих родных в 1941-1945 годах; ради тех, кто пережил в свои детские годы лихолетье военной поры и послевоенные годы – детей войны; ради тех малышей, которые только родились и начинают свою жизнь, мы обязаны знать историю тех великих лет, знать историю героических подвигов, знать истории человеческих судеб. Знать и передавать из поколения в поколение.

Если взять наше старшее поколение, то есть одна его особенность – нет ни одной семьи тех лет, чью семью не коснулось бы черное крыло войны. Святая обязанность взрослых – родителей, педагогов, донести до наших детей историю ВОВ. Не только историческими фактами и запланированными экскурсиями к памятникам погибших героев, а достучаться до каждого детского сердечка, вложить в него любовь и уважение, не дать такой дате, как День Великой Победы остаться просто историческим фактом.

Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания патриотизма и любви к Родине. В детские годы закладывается фундамент личности, поэтому задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории. Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему это радостный праздник со слезами на глазах? Почему нам нельзя его забывать?

В годы Великой Отечественной войны враг в лице фашистской Германии принес много горя нашему народу. Завоеватели убивали жителей городов и сел, не щадили ни женщин, ни детей, сжигали их дома, морили голодом. Весь народ в те годы поднялся на защиту Родины. Страшной, трудной была эта война, много людей погибло за 4 года. Но наша армия победила врага, который принес столько бед, прогнала его из нашей страны. День, когда закончилась война – 9 мая 1945 года. И тех пор это святой праздник для каждого жителя нашей страны. Ознакомление ребенка с этим праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Это маленькие дети, их нельзя заставить любить и чувствовать. Тут необходимо выйти на уровень чувств. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек, прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее.

Поводом для начала такой беседы может как раз стать праздник Дня Победы. Очень хорошо, если ребенку заранее рассказать историю этого праздника, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, а потом, как закрепление сказанного, вместе пойти на праздничное мероприятие, возложить цветы к памятнику павшим воинам, постоять у Вечного огня, вручить цветы ветеранам, пришедшим на этот праздник. Яркие события останутся в памяти ребенка. Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними. В дошкольных учреждениях педагоги уделяют много внимания беседам с детьми о тех годах, читают стихи, рассказы о военной поре, проводятся торжественные мероприятия. Совместно с родителями и воспитателями дети изготавливают поделки, посвященные празднику Победы. Это наше общее дело - воспитать граждан страны, которые помнят свою историю и вырастут достойной сменой!

 

 

свернуть

Как провести выходной день с ребенком

20.04.2023

Выходные дни – это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.

 

Как сделать так, чтобы выходные с ребенком прошли продуктивно и интересно?

 

Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку, пробежать по магазинам и рынкам, сделать массовые закупки. Постарайтесь не делать этого. Детям, особенно дошкольного возраста, необходимо родительское внимание, ощущение того, что мама с папой с ними, а не просто впопыхах таскают их за собой. Поэтому постарайтесь домашние дела сделать в течение рабочей недели, а выходные провести с максимальной пользой для детей.

 

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребёнка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребёнка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

 

Наступает выходной день. Куда пойти с ребёнком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребёнком, это один из моментов, когда дошкольник чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

 

Прогулка в лес – это отличный вариант приятного общения со своим ребёнком, при условии благоприятной погоды. Ведь где, как ни на природе, есть возможность обсудить погодные явления, слушать пение птиц. Зимой – слепить снежную бабу, поиграть в снежки и т. д. Летом посмотреть траву, понюхать цветы, полюбоваться на водоём. Осенью – собирать листья для гербария.

 

Превосходно, если погода позволяет, не только подышать свежим воздухом, но и заняться спортом. Чем можно заинтересовать ребенка на улице?

 

Летом это могут быть ролики, велосипед. Даже вдвоем с ребенком можно поиграть в футбол, а если наберется целая команда, то это будет незабываемое впечатление. Зимой – катание на лыжах, на коньках, на санках. В лес можно взять термос с чаем, это придаст прогулке особую атмосферу.

Если погода не позволяет – хороший вариант посетить выставки, музей, театр. Желательно заранее обговорить, что вы готовы ему купить, чтобы избежать возможных ссор по этому поводу.

 

Ещё один вариант при плохой погоде – совместный поход в гости. Чтобы не разрываться между столом и ребенком (детьми), увлеките их игрой, посидите вместе с ними, вместе продумайте правила игры. Тогда не придется отвлекаться на детей. Не нужно сердиться,

если ребенок призывает к помощи, лучше спокойно помогите или дайте совет.

 

Выходной день дома! Это тоже хороший вариант, ведь здесь можно уделить максимум внимания своему ребенку, которое ему так необходимо для полноценного развития.

 

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения.

 

Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по сути, могут сравниться с работой и учебой.

 

Игра в прятки с игрушкой. Договоритесь с ребенком, кто будет водящий. Водящий остается в комнате и прячет куда-нибудь игрушку, а другой игрок ждет за дверью. Затем он заходит в комнату и ищет игрушку, а водящий направляет его, говоря «горячо — холодно».

 

Творите! Рисуйте! Придумайте с ребенком поделку-аппликацию.

 

Настольные игры – интересны и детям, и взрослым. Данный вид игр развивают интеллект, мышление, воображение.

 

Как бы вы ни задумали провести выходной день с детьми, это должно нравиться и вам, и им. Родителям важно хоть на время выкинуть из головы все свои проблемы и расслабиться.

 

Дайте себе слово, что сегодня вы снова превратитесь в ребенка и посмотрите на все широко раскрытыми глазами. Ваши дети это оценят.

 

Психологи утверждают: к общению с ребенком нужно относиться серьезно. Дети очень чувствительны и регулярно нуждаются в вашем стопроцентном внимании. Они действительно переживают, когда в процессе игры вы отвлекаетесь на приготовление, стирку или телефонный звонок. И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения вашего ребенка это лучше, чем целый день урывками. Тем более что любое количество времени можно провести интересно и незабываемо как для ребенка, так и для вас самих. (Только желательно закончить игру вовремя, чтобы не пришлось прекращать ее на середине и расстраивать ребенка.)

 

Хороших вам совместных выходных!

свернуть

Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития

18.04.2023

Игровая деятельность детей с задержкой психического развития

У малышей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Дошкольники демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой). У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Роль игровой деятельности в обучении дошкольников с задержкой психического развития

Для развития детей с задержкой психического развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций.

Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные действия.

Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ, по картинкам (не более 4 штук, по игрушкам. В помощь ребенку можно предлагать вопросный план, опорные слова (3–4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если… »

Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

 

свернуть

«Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

     Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

     Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

     Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.  Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее – и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

     Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.

     Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

     К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

   Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

    Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

    Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

    Заводить будильник, игрушки ключиком.

    Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

    Резать ножницами (желательно небольшого размера).

    Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

    Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

    Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

    Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

    Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

    Делать пальчиковую гимнастику

     Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

     Если у вас есть приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку – попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

     Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

     Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры – собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра – как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

     В детских журналах сейчас можно найти очень  много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

     Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

 

свернуть

«Особый» ребенок - «особое» отношение»

У вас родился ребенок. Вы ждали его, надеялись, и он пришел к Вам. Они пришел, но не таким, каким Вы хотели увидеть его. Он не родился таким, как другие дети, и, возможно, Вам сказали, что он будет не похожим на других. Перед Вами, родители встает тяжелая задача переосмысления своего будущего. Им предстоит упорядочить свою дальнейшую жизнь, принимая в нее ребенка.

Да, Ваш ребенок не похож на большинство других, но это вовсе не значит, что он хуже них. Единственное, что можно о нем сказать с уверенностью – он будет мыслить иначе, чем мы с Вами.

Ваша задача – помочь ему почувствовать себя полноценным человеком.

Ему нужны уверенные родители, которые не «приносят себя в жертву», которые живут полной жизнью и находят время на своих других здоровых детей.

Помогая ребенку с особенностями в развитии с самого раннего возраста, мы имеем шанс показать ему то, к чему мы все стремимся: полноценную жизнь.

Как же нужно относиться к «особому» ребенку?

Родители нередко ведут себя неправильно по отношению к нему. Они слишком жалеют своего малыша и всячески его опекают, препятствуя проявлению его и без того сниженной самостоятельности. Мешают развитию различных умений – самообслуживания, умений убирать свои вещи, собирать свои игрушки, принимать посильное участие в разных домашних делах, общаться с членами семьи, Тем самым ограничиваются так необходимые ребенку возможности общения и сотрудничества в совместной с другими деятельности, воспитывается постоянная потребность в опеке.

Другие родители, наоборот, раздражаются от неудач своего малыша, предъявляют непосильные для него требования. Это обижает ребенка, делает его неуверенным в себе, замкнутом, угнетенным, а часто раздражительным, агрессивным.

Очень способствует развитию у ребенка отрицательных черт его личности желание родителей заставить его говорить, заставить повторить за ними что-то сказанное, ответить на заданный вопрос. Трудности, которые испытывает ребенок в своей речи, развивают у него так называемый негативизм, чувство противоречия предъявляемым требованиям сказать, повторить, ответить. Постоянное провоцирование такого состояния еще больше тормозит его речевое развитие.

Родителям нужно научиться жить, сотрудничать со своим ребенком, как с равным, вместе с ним играть, смотреть нужные, понятные и интересные малышу картинки, фильмы, читать ему книжки, рисовать или играть в то, о чем читали, что вместе посмотрели, не идти на поводу желаний или нежеланий ребенка, а заинтересовывать его, используя игрушки, картинки, яркие карандаши и краски.

Родителям необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его окружает. Обращать его внимание на все, что ему доступно: вещи, птицы, звери, растения. Следует уделять много внимания занятиям с различными предметами, игрушками, а также подвижным играм.

Неважно, что ребенок не все слова сможет повторить, не на все обратить должное внимание. Доброжелательный, доверительный тон разговора, готовность оказать помощь, неоднократное повторение одного и того же найдут отголосок в душе ребенка, помогут откладываться в его памяти разным впечатлениям, которые рано или поздно обнаружатся в его общении с близкими, со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Все это сделает малыша более общительным, облегчит его игры и с детьми и поможет его дальнейшему развитию.

Первоначально возникают вопросы «Когда начать? С чего начать?». Ответ один: «Чем раньше, тем лучше». «С чего начинать?» – «С самого простого и доступного пониманию ребенка».    

Восемь принципов хорошего диалога с ребенком:

1.Покажите положительные эмоции - покажите, что вы любите своего ребенка.

2.Подстраивайтесь под ребенка и следуйте его инициативе.

3.Говорите с ребенком о том, что его интересует, и попытайтесь завести «разговор эмоциями».

4.Хвалите и поддерживайте ребенка в том, с чем он справился.

5.Помогите ребенку сконцентрировать внимание, с тем чтобы иметь общие впечатления от окружающих предметов.

6.Внесите смысл в детские впечатления от окружающего мира, описывая то, что вместе делали, и выражая свои чувства и энтузиазм.

7.Вдавайтесь в подробности и поясняйте то, что вы переживаете вместе с ребенком.

8.Помогите ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения позитивным образом: направляя его, показывая позитивные альтернативы и совместно планируя.

Надеемся, что эта полезная информация придаст Вам больше уверенности, откроет новые возможности в общении с Вашим ребенком. И вы будете счастливы не вопреки Вашему маленькому человечку, но благодаря ему и вместе с ним.

свернуть

Воспитатели:

Бугашвили Марина Николаевна
Коноваленко Светлана Геннадьевна

Помощник воспитателя:

Македонова Инна Чеславовна

*******************************

Каждый ребенок получит здесь ласку.
Каждого встретят тепло и уют.
Каждую девочку, каждого мальчика

Здесь уважают, любят и ждут!

свернуть

Рекомендации родителям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития

Советы родителям, воспитывающим ребенка с особенностями психофизического развития

 

В общении с ребенком

■ Всегда помните: ваш ребенок — это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.

■ Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может прояв­лять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.

■ Помните, что основные потребно­сти вашего ребенка ничем не отличают­ся от потребностей любого другого ре­бенка.

■ Постарайтесь, чтобы нужды ваше­го ребенка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша се­мья должна быть гармоничной.

■ Помните, что ребенок с особенностями в развитии  не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

■ Ребенок с особенностями в развитии нуж­дается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми

■ Никогда не принимайте ни от дру­зей, ни от специалистов утверждений, которые звучат «Они все такие». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны развиваться индивидуально.

■ Старайтесь отвечать спокойно и с достоинством на пристальные взгляды посторонних.

■ Старайтесь не стесняясь, отвечать на вопросы друзей и  чужих.

■ Заводите новых друзей, чтобы и вы, и ваш ребенок чувствовали себя более комфортно.

■ Постарайтесь понять, что люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания, участия в других людях.

■ Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.

В общении со специалистами

■ Настаивайте на том, чтобы специ­алист, дающий информацию о заболевании ребёнка, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

■ Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в при­ватной беседе, в удобном для разговора месте.

■ Постарайтесь понять, что в точно­сти никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:

— задавайте любые вопросы относи­тельно своего ребенка, даже если они кажутся вам тривиальными;

— попросите познакомить вас с ро­дителями других  таких детей, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье ро­дился ребенок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

— обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие слож­ности, и попытайтесь совместно найти решение.

■ Помните, что родители всегда яв­ляются экспертами в вопросах, касаю­щихся их собственного ребенка.

Кроме того, вы можете нуждаться в том, чтобы поделиться чувством горя, разочарования, шоком, который испытали в связи с поставленным ва­шему ребенку диагнозом. Не стесняй­тесь своих чувств, какими бы они ни были, и найдите человека, с которым бы можно было ими поделиться.

Всё сбывается. Только верь.
 
В слове – сила. В силе – дверь.
 
Дверь из света. Свет из нас.
 
Всё сбывается. Сейчас.
 
Всё сбывается теперь.
 
Только верь.

                        Андрей Болкунов

 

свернуть

Теплый денек

24.08.2023

Дождь не помеха хорошему настроению

25.07.2023

Занимательная физкультура

15.06.2023