Профилактика насилия в семье

Республиканский центр оказания психологической помощи

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Обучение ребенка правилам безопасного поведения

     Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Правила, способствующие повышению уровня безопасности детей:

 - Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.

 - Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду. Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Дети этого возраста должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.

 - Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.

 - Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства.

- Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

 - Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин)

- Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.

 - Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если детям и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.

 Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

 - Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.

 Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

 - Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.

 - Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы, прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

 - Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию.

свернуть

Жестокое обращение с детьми. Что это такое?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

 Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы

жестокого обращения с детьми:

-физическое;

-сексуальное;

- психическое;

- пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  •  отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  •  безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;                                         
  •  статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • негативные семейные традиции;
  •  нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  •  «трудный» ребенок.

 Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей.

         Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

свернуть

КАК ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ВЛИЯЕТ НА ДЕТЕЙ

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Ближайшие последствия

жестокого обращения с детьми:

-физические травмы;

-повреждения;

-острые психические реакции, которые могут проявляться в форме:

-возбуждения;

- стремления куда-то бежать, спрятаться;

- глубокой заторможенности, внешнего безразличия;

 

Отдаленные последствия:

-различные заболевания;

-личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития.

 

К  чему часто приводит испытанная в детстве жестокость:

  1. Дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие изливают гнев или агрессию на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости;
  2. Дети испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. А если они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения.
  3. Мальчики, выросшие в жестокости, сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
  4. У детей выявляют задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние «неспособности к процветанию»;
  5. У детей может наблюдаться избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите.
свернуть

как уберечь ребенка от сексуального насилия?

Нет насилию над детьми!

 

                                            Рекомендации для родителей

НЕТ 

НАСИЛИЮ НАД ДЕТЬМИ!

 

Каждый ребенок  имеет право на жизнь без  насилия и жестокости. Родители –самые близкие для ребенка люди – в первую очередь  ответственны  за его безопасность и защиту.

Однако все чаще  основными  методами  воспитания становятся телесные наказания,  крики, оскорбления, унижения и запугивания.

Жестокое обращение  с ребенком и неудовлетворение  его жизненных потребностей  становится все более  распространенным  явлением в наших семьях.

ЧТО  ТАКОЕ  ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

И НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ЖИЗНЕННЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ

РЕБЕНКА?

Это любое действие  или бездействие  взрослого, приводящее  к нанесению  ребенку физического  или психического вреда, угрожающего его жизни, здоровью и развитию, а также преступления на сексуальной почве.

 

Государство  охраняет  неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту  от всех видов эксплуатации, физического и  психического насилия…

                                  (Закон о правах ребенка)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

Крики, оскорбления, нецензурная брань, постоянная критика и принижение успехов ребенка, демонстрация неприязни к ребенку, запугивание, угрозы бросить или  выгнать из дома,  отказ говорить с ребенком, игнорирование попыток ребенка, взаимодействие с ребенком только в случаях крайней необходимости, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребенку…

Последствия: формируется комплекс неполноценности, отмечаются  частые приступы беспокойства,  тоски, чувство одиночества, ухудшается состояние здоровья. Жизнь таких детей  часто не складывается  из-за ложного  осознания собственной  никчемности, неумения построить отношения с окружающими, отсутствие веры в себя.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

Сексуальный контакт,  непристойные сексуальные  прикосновения,  демонстрация  половых органов,  изнасилование, вовлечение в  порнографическую деятельность…

Последствия: развиваются тяжелые депрессии, впоследствии  эти дети нередко занимаются  проституцией, у многих из них  наблюдаются проблемы в сексуальной жизни.

ФИЗИЧЕСКОЕ  НАСИЛИЕ:

избиение, удары  рукой, ремнем или  другим предметом, таскание за волосы, скручивание уха,  выкручивание рук,  принуждение стоять на коленях…

Последствия: часто дети вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, у них формируется склонность к употреблению алкоголя,  наркотиков, совершению правонарушений.

Зачастую дети, подвергшиеся физическому насилию, ста взрослыми, сами совершают насилие в отношении близких.

Помните! 

  • Сильное встряхивание младенца может привести к умственной отсталости, церебральному параличу, слепоте  и даже к смерти;
  • «Невинный» подзатыльник может стать причиной  сотрясения мозга;
  • Пощечины и удары в область уха могут вызвать  частичную или полную потерю слуха.

 

НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ  ЖИЗНЕННЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА:

непредоставление  ребенку  хорошего питания, одежды, жилья, медицинской помощи,  воспитания, образования, отсутствие гигиены, оставление ребенка без присмотра…

Последствия: формирование у ребенка  эмоциональной холодности и  жестокости, ухудшение здоровья, вплоть до развития инвалидности и даже к смерти (в результате  несчастного случая).

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе! Если вам известно о фактах насилия в семье, вы являетесь жертвой такого насилия, мы готовы оказать помощь каждому.

Позвонив по телефону «горячей линии» 8-801-100-8801 (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00).

 

ДЕТИ   ГОВОРЯТ:

  • Любите меня за то, что просто я есть, и я стану лучше.
  • Когда Вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый  плохой на свете.  Тогда рушатся все мои надежды и я перпестаю верить в себя.
  • Когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя  брошенным и  никому не нужным.
  • Не требуйте от меня того, чего я еще не умею.
  • Когда Вы сравниваете  меня с другими, я считаю, что меня предают.  Я у Вас ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ. Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ ТАКИМ, КАКОЙ Я ЕСТЬ.

 

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть