Правовая информация

Права и обязанности родителей

Прокуратура разъясняет порядок использования авиамоделей, беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в Республике Беларусь систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 №81 «Об использовании авиамоделей» под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 №636 утверждены Правила использования авиамоделей в Республике Беларусь, согласно которым запрещено использование авиамоделей в пределах отдельных зон, использование авиамоделей общей массой более 0,5 килограмма без соответствующей маркировки авиамодели, а также использование авиамоделей на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности), и иное.

При этом использование авиамоделей в воздушном пространстве Республики Беларусь осуществляется без разрешения органов Единой системы организации воздушного движения, они не подлежат государственной регистрации.

Наиболее широко в Республике Беларусь используются беспилотные летательные аппараты, которые согласно ст.1 Воздушного кодекса Республики Беларусь являются воздушными суднами, предназначенными для выполнения полета без экипажа на борту.

В силу требований п.103 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь №7/30 от 01.06.2004, полеты беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами, за исключением сельских, запрещены.

Для выполнения в Республике Беларусь официального полета беспилотного летательного аппарата его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь в центр Единой системы организации воздушного движения. Обязательным условием в случае одновременного осуществления аэрофотосъемки является наличие у пользователя разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил.

За нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.18.35 КоАП Республики Беларусь, что влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин. При этом то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

Уголовная ответственность законодательством Республики Беларусь за указанные нарушения в настоящее время не предусмотрена, однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по ст.147, 149, 153, 155, 218, 219, 289, 314, 339 либо иными статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Обращаем внимание, что при использовании авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов владельцы обязаны принимать все возможные меры по исключению возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физического лица (индивидуального предпринимателя), имуществу юридического лица.

свернуть

ВНИМАНИЕ - СВАТТИНГ!

В Беларуси набирает обороты новое явление «сваттинг» (сваттинг). В основном оно распространено среди молодежи и заключается в заведомо ложном сообщении об опасности. Цель – устроить панику в конкретном месте.
развернуть

В Беларуси набирает обороты новое явление «сваттинг» (сваттинг). В основном оно распространено среди молодежи и заключается в заведомо ложном сообщении об опасности. Цель – устроить панику в конкретном месте.

Подобные «шалости» дорого обходятся государству, а для виновных чреваты весьма нешуточными последствиями.
Подробнее о том, как работают спецслужбы во время поступления подобных сообщений и как устанавливают сваттеров смотрите в видеосюжете Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ссылка).

Правовая ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности

В соответствии с ч.1 ст.340 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.

За те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины), либо повлекшие иные тяжкие последствия (например, нарушение нормальной работы субъектов хозяйствования, вокзалов, аэропортов, общественного транспорта, срыв проведения массового мероприятия и др.), предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет.

Ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности наступает с 14 лет.

Недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность – это основание для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по уголовному делу, но впоследствии несовершеннолетний подлежит постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с ним будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Общественная опасность подобных деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения об опасности дезорганизуют нормальную работу транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред как предприятиям, учреждениям и организациям, так и гражданам. Более того, ложная информация о возможном взрыве, поджоге, способна посеять панику среди населения, внести неудобства в их повседневную жизнь.

Любое сообщение об опасности воспринимается серьезно и подвергается тщательной проверке.

Сообщаемые сведения могут передаваться различными способами: в устной или письменной форме, по телефону, электронной почте, посредством SMS-сообщений.

Как только информация принята соответствующим получателем, то это оконченное преступление.

Помните! Шутка может обернуться серьезными правовыми последствиями.

В Беларуси набирает обороты новое явление «сваттинг» (сваттинг). В основном оно распространено среди молодежи и заключается в заведомо ложном сообщении об опасности. Цель – устроить панику в конкретном месте.

Подобные «шалости» дорого обходятся государству, а для виновных чреваты весьма нешуточными последствиями.
Подробнее о том, как работают спецслужбы во время поступления подобных сообщений и как устанавливают сваттеров смотрите в видеосюжете Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ссылка).

Правовая ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности

В соответствии с ч.1 ст.340 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.

За те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины), либо повлекшие иные тяжкие последствия (например, нарушение нормальной работы субъектов хозяйствования, вокзалов, аэропортов, общественного транспорта, срыв проведения массового мероприятия и др.), предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет.

Ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности наступает с 14 лет.

Недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность – это основание для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по уголовному делу, но впоследствии несовершеннолетний подлежит постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с ним будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Общественная опасность подобных деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения об опасности дезорганизуют нормальную работу транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред как предприятиям, учреждениям и организациям, так и гражданам. Более того, ложная информация о возможном взрыве, поджоге, способна посеять панику среди населения, внести неудобства в их повседневную жизнь.

Любое сообщение об опасности воспринимается серьезно и подвергается тщательной проверке.

Сообщаемые сведения могут передаваться различными способами: в устной или письменной форме, по телефону, электронной почте, посредством SMS-сообщений.

Как только информация принята соответствующим получателем, то это оконченное преступление.

Помните! Шутка может обернуться серьезными правовыми последствиями.

свернуть

"О массовых мероприятиях в Республике Беларусь"

                                                                                                                         

«Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. Любое несоблюдение установленных законодательством требований к их проведению влечет ответственность.

Участники массовых мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, сотрудников милиции и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Организаторам и участникам мероприятия запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов, создавать помехи для бесперебойной работы организаций, воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников милиции в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Неприятности могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан; за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

Нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

В частности, санкции ст. 24.23 КоАП Республики Беларусь, введенного в действие с 01.03.2021 (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривают для граждан штраф до 200 базовых величин или административный арест, для юридических лиц, организовавших мероприятие, сопровождающееся выплатой вознаграждения за участие в нем - штраф до 500 базовых величин.

Кроме того, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 24.3 КоАП), предусмотрен штраф от 2 до 100 базовых величин или административный арест.

Если нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, наступает уже уголовная ответственность. Санкция ст.369-3 УК (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривает арест, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, участие либо подготовку к ним предусмотрена ст.293 УК. Указанные общественно опасные деяния наказываются  лишением свободы на срок до 15 лет.

Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст. 293 УК, влечет ответственность по ст. 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Кроме уголовной и административной ответственности законом установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Отдельно следует остановиться на необходимости соблюдения требований законодательства при использовании Интернет-ресурсов.

Так, размещаемые в интернете угрозы, оскорбления в адрес государственных служащих, членов избирательных комиссий  в связи с осуществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в адрес их семей, подпадают под уголовную ответственность.

В частности, согласно ч.1 ст. 366 УК  Республики Беларусь угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления. Санкция статьи 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.

За размещенные в «глобальной паутине» клевету и оскорбления статьи 188, 189 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 лет ограничения свободы.

В последнее время различные интернет-ресурсы настойчиво разъясняю гражданам Республики Беларусь о наличии у них права на свободное волеизъявление своих политических взглядов, а требование властей соблюдения при организации и проведении массовых мероприятий действующих норм законодательства рассматриваются, как подавление воли граждан и нарушение демократических норм.

При этом организаторы и участники массовых мероприятий прикрываются Конституцией Республики Беларусь, гарантирующей каждому гражданину свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Однако, как часто бывает, к выбору норм законодательного акта интернет-ресурсы, граждане подходят избирательно, отметая содержащиеся в нем иные нормы, создающие для них неудобства, и приводя неполные тексты законодательных норм.

Так, статья 35 Конституции предусматривает, что государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

К мероприятиям, проведение которых должно соответствовать законодательству о массовых мероприятиях относится и пикетирование как публичное выражение общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия) не только группой граждан, но и одним гражданином.

Обращается внимание, что размещение гражданином незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага для всеобщего обозрения, в том числе на окнах, балконах, зданиях является публичным выражением общественно-политических и иных интересов либо протеста.

 

 

свернуть

Выписка из Кодекса об административных правонарушениях

Выписка

из Кодекса об административных правонарушениях

                                                                      

Статья 10.1

Умышленное причинение телесного повреждения

ч. 1

Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

ч. 2

Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания, - влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Статья 10.3

Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, -

влечет наложение штрафа до десяти базовых величин.

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища, - влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

 

Статья 11.1.

 Мелкое хищение

  1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

 

Статья 11.3.

Умышленные уничтожение либо повреждение имущества

Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере - влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

 

Статья 17.6

 Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

 

1.Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, –

влекут наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2.Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо общественные работы с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арестс конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств

3.Изготовление некурительных  табачных  изделий,  предназначенных  для  сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо общественные работы с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо административный арест орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов».

 

 

 

 Статья 19.1.

Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

 

 

Статья 19.3.

Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1.Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

 

2.Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

3.Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

 

4.Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

5.Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин

 

 

 

Статья 19.4.

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка - влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

 

 

Статья 19.9.

Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий в местах, использование электронных систем курения, систем потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, - влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

 

свернуть