Советы музыкального руководителя
Формы организации музыкального воспитания
Формы организации музыкального воспитания Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: — организованная музыкальная деятельность; — самостоятельная музыкальная деятельность; — музыка в повседневной жизни; — праздники, развлечения. В летний период музыка в детском саду звучит во время игр, на развлечениях, прогулках, в повседневной жизни. Организованная музыкальная деятельность : — дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки. Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах: — сюжетно-ролевая игра Сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.; — игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения; — музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.) Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все формы музыкальной деятельности: — музыка в быту: • слушание музыки в «живом исполнении» и в записи; • самостоятельноемузицирование детей; • утренняя гимнастика под музыку; • игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения); Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех. — различные виды развлечений: • «неожиданные» импровизированные праздники; • беседы-концерты; • спектакли, театральные постановки; • игры, развлечения, хороводы; • празднование дня рождения; • кукольные и теневые театры; • досуги. Предполагаются совместные действия детей и взрослых или только детей. Музыка звучит во время игр, рисования, что создает особое настроение, направлена на непроизвольное восприятие и внимание детей. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные). Слушание музыки проходит как с установкой на ее восприятие, так и без установки. При этом дети получают разнообразные музыкальные впечатления. Активное же восприятие музыки предлагается во время: — музыкальных вечеров; — бесед -концертов (например, темы для бесед: «Сказка в музыке», «Разный дождик», «Музыка и природа» и т. д.); — тематических концертов; — музыкальных конкурсов и викторин; — концертов-загадок Варианты нетрадиционных форм организации музыкальной деятельности 1. Музыкальные проекты: — «Маленькие звездочки». — «Коса -девичья краса». — «День игры» — «Фестиваль искусств» Проектная деятельность концентрируется вокруг тем, включающих основные компоненты воспитания дошкольников. В этих творческих проектах участвуют все группы детского сада, воспитатели, бывшие воспитанники, родители. 2. Летние праздники и развлечения 1.По краеведческой тематике тематическое содержание материала отражает особенности региона, сезонность, страницы народного календаря, социально-значимые события. Фольклорные праздники («Летняя ярмарка», «Березонька», «Яблочный Спас», «Медовый Спас» и др.). Народные календарные праздники помогают ребенку почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Эти праздники дают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни, они учат бережному и уважительному отношению к своим предкам, истории народа, природе, родному краю. Каждый праздник народного календаря организуется в определенный день и знакомит с народными культурными традициями в соответствующей возрасту детей форме. В первую очередь поясняем, что народный праздник — это не всенародный день безделья, а сочетание труда и веселья. Участвуя в фольклорных праздниках, играх, ребята приобщаются к произведениям устного народного творчества. Раскрывая тему народного праздника, обращаем внимание детей на: • изменения в живой и неживой природе; • обрядовые действия; • нравственную основу. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа: • наблюдение за изменениями в живой и неживой природе, • рассказы, беседы, чтение легенд, мифов на тему праздника. Например, празднику «Троица» сопутствует рассказ о березе, одном из самых любимых и почитавших у славян дереве; знакомство с песнями и хороводами: «Березка, березка…», «Во поле береза стояла», русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова. • подбор и разучивание народных игр, стихотворного материала по теме. • участие, детей в приготовлении оборудования для игр и праздника 2.Экологические («День защиты окружающей среды», «Праздник цветов», «Ребятам о зверятах», «Берегиня», «Ладушка»). Содержание экологических праздников направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок рос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и смеяться от души. Особенность этой группы праздников в том, что они часто носят итоговый характер, завершают практическую работу. Подготовка и проведение праздников позволяют влиять на все стороны личности ребенка: рациональную (информированность, эрудиция, познавательные интересы), эмоциональную (восприимчивость к миру природы, эмоциональное положительное отношение к ее объектам, чувства восхищения и удивления, сочувствия) и практически-действенную (желание и готовность участвовать в природоохранной деятельности, умение правильно вести себя в природе). 3.Традиционные тематические («День города», «День рождения А.С. Пушкина», «Я дружу со светофором», «В гостях у солнышка», «Веселый ветерок», «День рождения детей», «Музейный пикник» «Музыкальный фестиваль» и т. д — дети поют песни, играют, читают стихи, отгадывают загадки, сочиняют сказки, импровизируют под музыку). Такие праздники призваны приучить детей к традициям города, района, вызвать эмоциональный отклик, веселить, доставить радость, эстетическое наслаждение. Например, краеведческий музей организует общегородской праздник. Детским коллективам (в том числе и группам детского сада) предоставляют возможность продемонстрировать свои достижения: спеть, станцевать, прочитать стихи, веселые сценки и т. п. Музыкальный фестиваль посвящен одному виду деятельности, например танцу. Читаем стихи, ставим танцы и инсценировки, проводим занимательные игры, загадываем загадки. 4.Семейные праздники Они позволяют укрепить отношения детского сада с семьей, сплотить детей и родителей. Организуются семейные команды, которые будут участвовать в конкурсах. Все остальные объединяются в группы поддержки. В играх, танцах, чаепитии участвуют и гости, и хозяева. В конце праздника следует подведение итогов конкурсной программы, чествование победителей. Их должно быть много — в разных номинациях. Примерная тематика семейных праздников: • «Праздник игры » — к этому празднику родители и дети готовят по одной игре из своей семейной игротеке. • «Праздник чая» — это одновременно и познавательный, и веселый праздник, который поможет не только узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития, но и просто повеселиться. • «Праздник домашних питомцев» — на этот семейный праздник дети приносят фото, рисунки, открытки, игрушки, организуется выставка. Дети рассказывают о любимцах, читают стихи, поют песни о животных, играют в игры. • «Праздник мыльных пузырей» Музыкальные игры в летний период Игра — своеобразная школа жизни, способствующая познанию окружающего мира, обучению человеческим отношениям. Игра заставляет принимать решение, делать выбор. Игровое пространство площадки разделяется на игровые «поляны», обозначенные маркерами — картинками с изображением тех занятий, для проведения которых они предназначены: — «Хороводная поляна». — «Музыкальная поляна». — «Поляна забытых игр». — «Поляна игр разных народов». — «Поляна подвижных игр». — «Поляна настольных игр». — «Кукольный дом». Организация музыкальных игр предусматривает тщательную подготовку игрового пространства и предварительное разучивание игр. Взаимодействие с семьями воспитанников: От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки и науки на личность ребенка, в значительной мере зависит процесс формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники. Заинтересованное отношение педагогического коллектива и музыкального руководителя к своей работе практически всегда находит благотворный отклик в семьях детей. По совету музыкального руководителя родители начинают собирать музыкальную фонотеку, посещают с детьми музыкальные театры, концерты, беседуют с ребятами о услышанном, заботятся о развитии у них музыкального вкуса.
|
Рисуем музыку
РИСУЕМ МУЗЫКУ
Музыка по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание: послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времена года» Вивальди, или произведения для детей русских и советских классиков: П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Д. Кабалевского).
Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило?
Теперь предложите ребенку передать свои впечатления, каким – либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно.
Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.
«Организация музыкального воспитания в летний оздоровительный период»
«Организация музыкального воспитания в летний оздоровительный период»
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
-использование музыки в режимных моментах;
-фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
-проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
-включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А.Вивальди, П.И.Чайковского и др.);
-сольное и коллективное музицирование;
-самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры:
- под пение, хороводы;
- музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан);
-музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки- хлопков, притопов, щелчков и т.п, вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
-коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы;
-музыкальные игры с пением, хороводы;
-подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
*развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
*формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
*формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
*развитие музыкально-творческих способностей.
-игры с музыкальными инструментами
-музыкальные игры-релаксации
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
Выхаваўчае значэнне твораў- “матчынай школы”- калыханак і забаўлянак”
Ад першага крыку немаўляці і да з’яўлення яго дзівосных “энікаў-бэнікаў”, “анцаў-цванцаў” дзіця развіваецца і выхоўваецца калыханкамі, забаўлянкамі, пацешкамі-гульнямі і шматлікімі іншымі паэтычнымі творамі, што нараджаюцца мацярынскай любоўю і замілаванасцю да свайго пестунка. Менавіта з гэтых, на першы погляд, просценькіх “баю-баю”, “ладкі-ладачкі”, “сарока-варона” і пачынвецца выхаванне будучых сапраўдных дачок і сыноў сваёй Бацькаўшчыны.
Першымі ў гэтым шэрагу стаяць калыханкі-песні маці над калыскай, калі жанчына, часта занятая нейкай працай, ціхенька, замілаванна і лагодна, суладна з пагойдваннем люлькі, напявае свае поўныя мацярынскай пяшчоты імправізацыі. Любімы вобраз калыханкі-коцік-варкатун. Вось самыя распаўсюджаныя сюжэты: “Ходзіць каток па сяле, носіць сон у кашале”, “Ходзіць каток па вароцях у чырвоненькіх чабоццях”, “А ты, коця, не вурчы”. Сярод іншых шматварыянтных калыханак пераважаюць “А-а, люлі-люлі, спаць”, “Люлі-люлі, прыляцелі гулі”.
Калыханкі простыя па кампазіцыі, з дакладным рытмам, сюжэтам толькі прызначаны, але прысутнічае адпаведнасць, даецца канкрэтная і неабходная ўзросту малых інфармацыя. Прызначэнне калыханак – супакоіць, усыпіць дзіця. Гэта дасягаецца за кошт напеўнасці, пяшчотных гукаперайманняў. Маці хацела, каб яе дзіця было здаровае, шчаслівае, вясёлае, і гэта вылівалася ў радкі чароўнай мелодыка-паэтычнай сілы.
Іншае, чым у калыханках, прызначэнне ў забаўлянак, пацешак: развесяліць, падтрымаць у дзіцяці радасныя эмоцыі ў час гульні.
Калі немаўля прачынаецца, яму абавязкова (каб добра расло) зробяць “Пацягусенькі, пацягунюшкі”, а потым- “Ласачка, ласачка, дзе была?”. Далей настае чарга “Ладачкі, ладкі”- спачатку маці вучыць дзіця пляскаць у далоні, а потым яно ўжо само пляскае, як толькі пачуе “Ладкі”. Пры гэтым у дзіцяці хутка развіваецца каардынацыя рухаў, адчуванне рытмаў.
“Кую, кую ножку”-гульня з ножкамі дзіцяці, калі лёгенька, у рытм забаўлянкі пастукваюць малому па пятачцы. Першыя ўрокі мужнасці – казытанне двум пастаўленнымі, як рожкі, пальцы пад словы: “Ідзе каза рагатая, ідзе каза бадатая , на каго пападу, таго закалю”. Пазней пачынаецца гушканне дзіцяці на назе пад разнастойныя “Гойда, гойда, гайдамаш”, “Чук, чук, чук, паехалі” і інш.
Унікальныя сярод забаўлянак-гульня з пальчыкамі “Сарока-варона”, дзе пальчык-хлопчык не атрымлівае кашы, таму што нічога не рабіў.
Паводле мастацкай формы забаўлякі-гэта вершавыя і рыфмавыя шматрадкоўі, часта ў форме дыялогу, жартоўна гумарыстычна, вясёлага, гарэзлівага зместу. Яны толькі часам маюць элементы мелодыі, а ў большасці выпадкаў прагаворваюцца рэчытатыўна, у рытме адпаведнага дзеяння і суправаджаюцца разнастойнымі рухамі, гульнёй з ручкамі і ножкамі, жывоцікам, галоўкай, носікам, вушкамі, вочкамі.
Калыханкі і забаўлянкі, якія дарослыя ствараюць для малых, узніклі і ўзнікаюць у непасрэднай сувязі з народнай педагогікай. Гэта першыя эстэтычныя ўрокі ў разумовым, працоўным і фізічным развіціі
дзяцей.